По сложившейся традиции на ежегодную туристическую выставку в Хельсинки Matkamessut нам удавалось достаточно регулярно заглядывать на протяжении уже лет пятнадцати. Если, конечно, в середине января, когда обычно проходит выставка, журналистские пути не уводили далеко от Северной Европы. В этом году ничего не помешало погрузиться в туристический выставочный мир, представленный в Финляндии. Праздничное настроение, яркие декорации, оживленные продавцы, реклама всех видов и неспешно прогуливающиеся от стенда к стенду жаждущие все увидеть и попробовать посетители.

Что и кому дает такая выставка? Да ещё претендующая на звание крупнейшей в нашем регионе? «Матка 2015» по масштабам выглядела несколько меньше своих предшественниц – всего один зал центрального хельсинкского выставочного центра в Пасила, а не два, как обычно. Зато по количеству посетителей нынешняя выставка аж на целую тысячу превзошла предыдущую – более 68 тысяч человек за четыре дня работы.

Без упоминания кризиса любая экономическая тема рискует оказаться в разряде «оторванных от действительности». Кризис в туристической сфере? Ну, разумеется. Финны, например, стали гораздо меньше интересоваться поездками в дальние страны, предпочитая, по статистике, гораздо более доступные с учетом стоимости авиабилетов европейские города. Социологи из TNS Gallup дают вот такие цифры: на основании проявившихся на выставке предпочтений 69% посетителей пришли туристическую выставку, чтобы определиться, в какой из городов и курортов Европы они направятся в этом году, а 63% добавили к зарубежным целям ещё и путешествие по родной стране. И только 43% не исключают ещё и поездки куда-нибудь подальше, что тоже, в общем-то, немало, учитывая широко распространившие экономические заботы. Данные приводятся на основании выборочного опроса 300 гостей выставки «Матка 2015».

Для самых смелых и решительных на повестке дня – Египет. Именно он стал центральным объектом презентационной программы этого года. Озабоченность египтян нетрудно понять – в стране послереволюционный синдром, спонтанные бунты, едва сдерживаемая террористическая активность, периодически выливающаяся в открытые столкновения, как это произошло всего лишь неделю назад на Синае. А с другой стороны – туристическая отрасль жизненно важна для экономики страны, и без туристов никак не прожить. Вот и рисует приехавший из Египта художник на выставке Хельсинки на красивейших папирусах во славу древней культуры своей страны имена всех желающих. К нему выстраивается длиннющая очередь – ещё бы, сувенир на славу. Заручившись таким талисманом, самое время отправиться на египетские курорты или к легендарным пирамидам. Почему бы и нет?

Кроме Египта активны все те, кто прочно обосновался на финском рынке и не сомневается, что в силу сложившихся привычек от поездок по привычным маршрутам финны уж точно не откажутся. В первую очередь речь идет о странах Балтии. Их презентации выглядели чуть менее масштабно, чем в некоторые предшествующие годы, но никуда не исчезли. В общем, по принципу: «Мы уже здесь своё завоевали, и теперь главное – не утратить выгодные позиции». Эдакое ненавязчивое, но настойчивое напоминание о себе.

Из числа дальних залетных птиц на выставке наибольшую активность проявляли те страны, которые хотя бы каким-нибудь боком стараются зацепить ещё не покоренные ими северные европейские просторы – в первую очередь Швецию и Финляндию. «Часто ли скандинавы, финны или прибалты заглядывают, например, на экзотическую Гваделупу?» – поинтересовались мы у представителя далекого французского доминиона в Карибском море, увидев их необычный стенд. «Бывает, бывает», — оптимистично порадовал он нас, — «Но хотелось бы побольше. Вот потому мы здесь!»

 Отчаянно разочарованными выглядели украинцы. Как оказалось, авиакомпания МАУ попыталась развернуть свою рекламную кампанию в Швеции, чтобы открыть новый маршрут. И никак. С равной степенью энтузиазма шведские журналисты, посольство Украины в Стокгольме и прочие напрямую заинтересованные лица проигнорировали активные попытки привлечь их к перспективным проектам деловых и туристических контактов со столь заманчивой в будущем страной. Шведский менталитет оказался непробиваем, равно как бюрократизм украинской дипломатии, как уверяли наши собеседники, не сумевшие добиться даже скромной поддержки в деле продвижения украинского бренда на трудно осваиваемой скандинавской территории.

В то же время Сейшельские острова, которые с завидным постоянством на протяжении последних нескольких лет делегируют своих представителей на хельсинкскую выставку, кажется, в успешном привлечении к себе «трудных» финнов не сомневаются. «Стоимость и дальность, — говорят сейшельцы – для поездки в такое интересное место помехой не являются».

Как водится на выставках, интересно все друг с другом поговорили. А уж сколько всяких договоренностей было достигнуто между профессионалами, и на какую сумму сделок заключено – дело статистики, которая тщательно ведется каждый выставочный год. И пока, по уверениям большинства наших собеседников, выставочный бокс ро-прежнему себя оправдывает даже в условиях экономических страхов, сокращения площади выставки и активного применения интернет технологий, позволяющих обходиться без прежних посредников. Говорят, финны, особенно старшее поколение — народ консервативный. Они по-прежнему не прочь подержать в руках отпечатанную брошюрку, походить среди стендов, приглядеть для себя интересную поездку по плакатам и рекламным проспектам. Так что на текущий момент участники Matkamessut, судя по всему, не в накладе.