Южная страна, теплое море, и конечно, пляж. Как же без этого, если человек откуда-нибудь с севера Европы приезжает в Тунис. Приправой служит экзотика, неизменно ожидаемая в таких странах. «Маловато её что-то», — ворчит порой привередливый турист, столкнувшись со слишком уж европеизированным по туристическим меркам тунисским образом жизни. Или, может быть, он не там ищет? Давайте для уточнения попробуем заглянуть на рынок.
Медина. О ней сразу же слышишь в любой арабской стране. Медина – городское сердце, культурно-торговый центр, словно предназначенный для изучения этнографии. Вообще-то на арабском языке «медина» означает просто «город» — по сути, историческая, самая старая часть его. На практике же, как правило, это огромный рынок, выплеснувшийся на узкие улочки, большей частью недоступные для автотранспорта. Кривые и запутанные, они в прошлом служили сознательно созданной помехой для чужестранного завоевателя, способного затеряться в незнакомом лабиринте. Ныне они, наоборот, манят всех извне, кто осмелился «вторгнуться» в городское базарное пространство в поисках сувениров, недорогих товаров, базарного колорита…
Как правило, медина обнесена стеной и гордо хранит на себе печать времени. Но есть и современные, скажем так, искусственные медины, построенные в новых туристических зонах для увеселения отдыхающих, чтобы им было чем заняться в промежутках между водно-пляжными процедурами. В Тунисе такие новые медины тоже есть: например, в Ясмин-Хаммамете, как утверждается, одном из самых благоустроенных для туристов прибрежном районе страны, неподалеку от города Хаммамет. Но если хочется увидеть настоящую местную жизнь, то рядом, всего лишь в 12 километрах, Медина города Набуль, где национальной экзотики хоть отбавляй. Или компромиссный вариант: облагороженная туристически-местная Медина города Суса — самого крупного в приморском регионе.
Если же обуревает желание по-настоящему глубоко погрузиться в «мединную» атмосферу, лучше всего, конечно, заглянуть на Медину столичного Туниса. Она огромна, как сеть переплетена проходами и проходиками, оживленна и весьма разнообразна. По очень узким улочкам приходится буквально протискиваться в пестрой толпе. Как обычно, ремесленники работают и здесь же продают свои изделия по «тематическим» секциям, поэтому логичнее всего прокладывать свой путь в зависимости от интересов. Заблудиться же в лабиринте торговых рядов легко, и даже наши местные знакомые жаловались, что не всегда точно знают, в каком направлении следует идти к намеченной цели. Магазинчики чередуются с мастерскими, прилавки раздвигаются, чтобы дать место кафе или какой-нибудь закусочной, продажа изделий чеканщика соседствует с пряностями или одеждой на соседней улочке…
Медина всё-таки больше предназначена для тех покупателей, кто пришел за вещами. Продукты питания тоже встречаются – сладости всякие, приправы в широчайшем ассортименте, но за едой в городе Тунисе лучше отправиться на соседствующий со старой Мединой продовольственный рынок. Вот уж где невообразимый шум, гам, заманивающие выкрики продавцов, всплески эмоций, бурная торговля… Рыбный отдел просто великолепен! Огромный цельный тунец, размашисто выставленные королевские креветки, осьминоги, угри или нечто похожее на них, извилисто лежащее в ванночке, рыба в широчайшем ассортименте…
Такие рынки – не только в Тунисе – восхищают ещё и особой эстетикой, особенно во фруктово-овощных секциях. Какие-нибудь абрикосы, персики, даже просто морковка с капустой выложены аккуратной причудливой горкой, составляя причудливые орнаменты с узорчатым сочетанием красок. Прямо-таки не прилавок, а произведение торгового искусства…
На этом содержательную часть, собственно говоря, можно было бы и закончить, но остается ещё одно важное на сегодняшний день дополнение. Прежде, чем начать путешествие по рынкам и старым кварталам, хорошо бы убедиться, насколько безопасен сейчас для европейских туристов Тунис в принципе, учитывая два крупных теракта прошлого года. Постоянно попадающиеся в везде кордоны внимательных полицейских-автоматчиков, тщательная проверка автомобилей перед подъездами дорогих отелей, повсеместные меры безопасности – успокаивают или напрягают? Факт, что власти Туниса сейчас предпринимают максимум усилий, чтобы избежать любых неприятных повторений имевших место трагических событий. Гарантии? Их дать не может никто, как бы ни старались. Внешне жизнь течет, как обычно: в барах столицы полно посетителей, на рынках толпится народ, по центральным улочкам допоздна бродят молодые парочки, а публика массово собирается на публичные мероприятия. Какой-то очередной бесплатный концерт субботним вечером проходил в столице прямо под окнами нашего отеля на знаменитой авеню Хабиба Бургиба при внушительном скоплении народа. Туристов же – особенно в прежде столь популярных туристических зонах – заметно меньше. МИДы некоторых стран, в частности Великобритании, обнародовали рекомендации пока не посещать Тунис, на что туристические власти страны не без основания возражают: «В Париже при массовых терактах жертв оказалось намного больше, в Брюсселе в аэропорту тоже пострадали люди, но никто не вводит запрета на поездки во Францию или Бельгию». Тунис, поясняют они, не Ливия и не Сирия, здесь нет войны, и нет никаких оснований все страны Северной Африки и Ближнего Востока воспринимать одинаково негативно. Себя тунисцы относят к числу тех, кто хотя и начал революцию «арабской весны», но сумел сохранить закон и порядок, а теракты – стремление сил извне именно такой порядок дестабилизировать.
Определенный резон в этом есть, но решение зависит от самих туристов, а рекомендации – от правительственных чиновников разных стран и турагентств. Мы, во всяком случае, в Тунис отправились без особых колебаний. Поэтому и имеем сейчас возможность поведать о тунисских мединах.