Следует ли вид из окна считать частью интерьера? В швейцарском отеле Mirador на террасе стоит скульптурное изображение парочки, которая любуется открывающейся великолепной панорамой Женевского озера. А за её спиной остается здание, призванное вписаться в общую захватывающую картину – как своим внешним видом, так и внутренним убранством.

Старый и новый «Мой отдых»

Как же должен выглядеть респектабельный отель на склоне горы Монт-Пелерин, чтобы соответствовать духу Швейцарской Ривьеры, если он располагается в здании, построенном специально как лечебница для богатых в самое первое десятилетие ХХ века? В 2004 году отель отметил своё столетие. Первое название этой великосветской здравницы — Le Mon Repos (Мой отдых). После полувекового существования, в 1951 году, оздоровительный центр Мон Репо превратили в пятизвездочный отель, а ещё через два десятка лет переименовали в Мирадор.

Изначально заданная функциональность здания, видимо, и обусловила его сравнительно строгий внешний вид. В нем не бросается в глаза влияние помпезной, почти дворцовой архитектуры, модной в период так называемой Belle Epoque (Прекрасной эпохи конца XIX — начала XX веков). Наглядным примером такой архитектурной моды выглядит построенный или, точнее, перестроенный в те же годы (1906) роскошный отель Montreux Palace неподалеку от Монт-Пелерин в знаменитом городке Монтрё.

Помпезность и роскошь дают о себе знать не столько снаружи, сколько во внутренних помещениях отеля Mirador. На протяжении ста лет дизайнерам, которых сто лет назад дизайнерами ещё, кажется, не называли, конечно же приходилось учитывать веяние времени, отраженное в представлениях клиентов об удобном отдыхе. И лечебница, и позднее отель постоянно обновлялись, интерьер менялся, варьировалась обстановка, хотя некоторые классические элементы внутреннего убранства сохранялись надолго.

Последний раз Mirador фундаментально осовременили в 2009 году. Работы продолжались в течение десяти месяцев, и изменения были привнесены весьма существенные. Мы останавливались в этом отеле как раз накануне реновации – в июле 2008-го, поэтому есть с чем сравнить.

Минуя модерн

В интерьере некоторым образом сталкиваются или противопоставляются два подхода: богатое убранство в стиле неоклассицизма и современный хай-тек. Полированная мебель, картины по стенам, лепнина, декоративные панели, узорчатые балконные решетки.  Номера «свит», состоящие из двух смежных комнат, образуют спальню и кабинет, где созданы все условия для работы и отдыха. Такая обстановка достаточно типична для классических европейских пятизвездных дорогих отелей, обосновавшихся в старых исторических зданиях.

Дело в том, что в отличие от целенаправленно спроектированных современных гостиничных комплексов построенные уже достаточно давно гостиницы плохо поддаются «стандартизации». Планировка и площадь комнат в них часто варьируются. Номеров в те годы в гостиницах было меньше и по размеры они, как правило, превышали нынешние. Приспособить их к современным требованиям зачастую оказывается нелегко, а типизировать попросту невозможно. Поэтому почти каждый переоборудованный номер является уникальным, что требует и соответствующего его оформления. Оно, как правило, основывается на одних и тех же принципах: создать ощущение роскоши за счет элементов неоклассицизма и стиля ампир, подобрав подходящую для этих целей мебель. Складывается образ почти дворцовых покоев, напоминающих о богатой обстановке начала XIX века. Подобных отелей в Европе множество, поскольку многие из них действительно обосновались в старых дворцах или замках, и их внутреннее убранство стало логическим продолжением архитектурного решения самого дворцового здания. Стиль модерн или, тем более, современный хай-тек в таком антураже выглядел бы чужеродно, если только не идти на сознательную эклектику.

Вот именно этим и занялись оформители отеля Mirador, основательно изменив его после очередного ремонта. Задача облегчалась тем, что, как уже сказано, Mirador внешне выглядит проще, нежели многие его собраться аналогичной ценовой и исторической значимости. Разместив плазменные телевизоры в номерах (что само по себе ещё не превращает интерьер в хай-тековский), дизайнеры выбрали для мебели более современный стиль: угловатый, лаконичный. Светлые краски орехового дерева сменились на более темные, в отделке номеров появились кожа и стекло.  Узорчатые перила балконов дополнились прозрачными ограждениями без каких либо декоративных излишеств.

 Прежний дизайн не исчез полностью, но перестал выглядеть доминирующим. Ресторан классического типа не должен казаться диссонансом со спа, оснащенным и оформленным по последнему слову науки и техники. А что предпочесть: апартаменты в стиле ампир или комнату эпохи виртуальной реальности – решает клиент.

В любом случае, одно останется неизменным – величественная панорама Альп, которая открывается из всех номеров, обращенных в сторону Женевского озера. Утверждают, что именно сюда  в 1971 году пригласили гостившего в стране императора Японии Хирохито, чтобы показать ему красоту Швейцарии. Вероятно, так оно и было. Вид с горы Монт-Пелерин действительно обязывает обеспечить ему изысканное обрамление – даже если речь идет просто о смотровой площадке курортной здравницы, не говоря уже об отеле класса люкс.