Полоцк. «…Как много в этом звуке…». Александр Пушкин, конечно же, имел в виду совсем другой город, но и древний Полоцк при нынешнем отношении к истории тоже звучит неплохо. И что немаловажно, он зазвучал (в летописях) гораздо – гораздо! – раньше, лет, эдак, за триста до первого упоминания Москвы или уж тем более появления Петербурга. Тоже ведь колыбель славянской цивилизации со звучными историческими событиями, о которых в последнее время модно стало вспоминать и даже иногда снимать фильмы. Как же: Рогволод, Рогнеда, Владимир Святой Святославич, князь Новгородский и Киевский. Ещё не познавший своей святости Владимир (конец Х века) пошел походом на Полоцк, город захватил, князя Рогволода убил, его дочь Рогнеду изнасиловал, население порезал. Причем со свойственной тем временам «деликатностью» насиловал дочь на глазах родителей, а убивал их на виду у дочери. Чтобы чаша горя, испитая побежденными, была «погорчее». Вот такая славная история. Что поделаешь – вполне в духе той столь далекой от нас эпохи.

Однако Полоцк тогда с карты не исчез. Впрочем, брали, жгли, разоряли в разные периоды ранней истории Древней Руси все мало-мальски заметные города, включая великий Киев. Тем не менее жизнь в них продолжалась, а иногда, как в случае с Полоцком, в последующем обретала даже своего рода дополнительное величие. Городом какое-то время правил сын Рогнеды Рогволодовны, рожденный в принудительном браке с Владимиром Святославичем ещё до того, как Владимира образумило христианство, и он отказался, по словам летописцев и авторов православных житий, примерно от тысячи жен и наложниц. Во истину, не согрешишь – не покаешься, а значит, коль скоро не грешник, то меньше шансов стать святым, как Владимир. Праведник от рожденья – всегда праведник, зато обращенный в православие некогда заблудший сын – настоящее достижение! Но вернёмся в Полоцк.

Город процветал, несмотря на все невзгоды. К ХІ веку о нем уже говорят как о значительном культурном и экономическом центре Восточной Европы. Потом случалось всякое-разное. К XXI-му веку Полоцк подошел в образе обычного провинциального районного центра Республики Беларусь. Осталось ли что-нибудь в наследство от бурного прошлого? — Да, и сравнительно немало. Прежде всего, конечно, архитектурные памятники. Деревянные городищенские стены времен Рогволода и Владимира никто, конечно, увидеть не ожидал, зато Софийский собор, заложенный в ХІ веке — одно из древнейших каменных сооружений на территории Руси — дожил до наших дней. На протяжении столетий его неоднократно перестраивали, обновляли, однажды даже превратили в руины после взрыва расположенного в нем порохового склада. Но храм всё-таки возрождался и даже кое-что: фрагменты стен, кладку фундамента –  сохранил от первоначального сооружения. Последняя основательная реконструкция датируется XVIII веком. В итоге получилось здание в стиле виленского барокко, имеющее гораздо больше сходства с католическими костелами Польши или Литвы, чем с храмами Московии. Монументальная значимость исторического объекта после переделок не пострадала, и в рейтинге европейских туристических достопримечательностей Софийский собор Полоцка занимает вполне достойное место. Сейчас в нем музей; а ещё нам удалось услышать там органную музыку. Её звучание в Софийском соборе – он же и концертный зал – не редкость.

Полоцк оставил своеобразное впечатление города чудес и воцерковления. Мистический Борисов камень, символический (утраченный и сделанный заново) напрестольный крест Евфросинии Полоцкой, курганные захоронения, плоды трудов местного уроженца философа Франциска Скорины — «отца» восточноевропейского книгоиздания, как называют его в путеводителях … Иезуиты, униаты, просветитель-богослов Симеон Полоцкий, захватчик-освободитель Стефан Баторий, воинственный Петр I, который, по утверждению Витебской летописи, лично своею царственной рукой умертвил настоятеля Софийского собора за неповиновение… «…Все промелькнули перед нами, все побывали тут…». Не так уж много городов на территории Древней Руси могли бы похвастаться столь бурной историей (или сожалеть по сему поводу?). Разве что с Полоцком готовы в том посоперничать многострадальный Киев или прародина раннего российского парламентаризма Великий Новгород…

Помимо всего прочего, в 2008 году белорусские географы высчитали, что именно в районе Полоцка находится географический центр Европы. По сему важному поводу на одном из бульваров города установили соответствующий знак. Обычно в таких изысканиях большое значение имеет «точка отсчета», но если уж появляются хотя бы какие-нибудь основания назвать себя центром, то почему бы и не использовать свой шанс?

Всем, кого увлекает история: городов, стран, книгопечатания, архитектуры, религии – в Полоцке найдется что посмотреть, изучить. Пройти по Нижне-Покровской улице – ей посвящен отдельный музей, первый подобного рода в Белоруссии; посетить действующий легендарный Спасо-Ефросиньев монастырь, связанный с деятельностью святой княгини Евфросинии Полоцкой в XII веке; заглянуть в музей белорусского книгопечатания, занявший здание бывшей Братской школы Полоцкого Богоявленского монастыря – ещё одного памятника архитектуры XVIII века. Его сохранившийся собор, в 1991 году возвращенный церкви, тут же рядом, по соседству. Вам это интересно? Тогда самый путь в белорусский город Полоцк.