В США предпочитают всё масштабное: большие автомобили, раскидистые парки, дальние перегоны, внушительные порции… Молоко и бензин, не мелочась, измеряют галлонами, скорость и расстояния – милями. Шкала явно крупнее, чем принятые в большей части Европы литры и километры. Даже там, где стоимость микроскопических земельных участков не оставляет ни малейших шансов для настоящего размаха – например, в Нью-Йорке на Манхеттене – находится выход в стремлении ввысь, в рекордной высоте небоскребов. Следовало ли удивляться предложению нашего сопровождающего во время прогулки на сигвеях по Грант парку в Чикаго, когда он привел нас в одну из аллей и снял с «транспортных средств» ограничитель скорости, обычно устанавливаемый для туристов – катайтесь на здоровье, никому не мешаете, места всем хватает…

Сигвей-туры ныне воспринимаются как обыденное явление во многих городах, включая Таллинн – удобно, легко, не требует больших усилий при передвижении по гористым улочкам, не утомляет даже людей в возрасте. В тех же случаях, когда площадь изучаемого объекта измеряется сотнями гектар, транспортные преимущества выглядят просто неоспоримыми. В нашем случае таким объектом стал чикагский Грант парк. Сюда обычно горожане приходят просто погулять, вырвавшись из теснины небоскрёбов в центральных кварталах. Собственно, для этого парк и задумывался более стал лет назад, чтобы было где вдохнуть чистого воздуха на берегу озера Мичиган. Но наша цель иная: за короткий экскурсионный срок максимально быстро ознакомиться с перечнем парковых достопримечательностей, чтобы в последующем уже определить для себя маршрут для вдумчивых неспешных прогулок.

 За долгие годы противостояний прогрессивных реформаторов, хищных застройщиков, сторонников здорового образа жизни, поборников всякого искусства и прочих вовлечённых в городское планирование лиц, включая продвинутые муниципальные власти, парк превратился в целый комплекс, в котором зеленые зоны чередуются с музеями, спортивными сооружениями и природоохранными объектами. Кое-что из перечисленного уже успело обрести даже символический культовый статус. Возьмем, к примеру, фонтан. В обычном парке, это был бы просто привычный, в крайнем случае – выдающийся — декоративный элемент… Но в Америке! Но в Чикаго! Фонтан в Грант парке — это символ. Это образ. Это повод для гордости. Он гармонично соединяет в себе одновременно блеск Версаля, претензию на упоминание в книге рекордов Гиннеса как один из крупнейших фонтанов мира, и заслуги Голливуда, поскольку долгое время служил фоном начальных титров популярнейшего в США комедийного сериала «Женаты и с детьми». Такой вот он — Букингемский фонтан в достойном для него парковом обрамлении.

Длиннющая очередь? Не к фонтану, конечно, а в музей, точнее, в аквариум. Ещё точнее, в океанариум. Огромный, во внушительном здании, так называемый Аквариум Шедда. Ничем, как принято считать, кроме денег не интересующиеся американцы почему-то ломятся в музеи, различные технические и искусствоведческие выставочные центры, которых немало как на территории самого парка, так и поблизости от него. Приходится раскрыть страшную шпионскую тайну: перед открытием городских библиотек в Чикаго по утрам у их дверей собирается изрядная толпа – такое доводилось лично наблюдать. Сами библиотеки — как дворцы, разумеется, бесплатные для посетителей, ухоженные, с обширными читальными залами… Можно, правда, предположить, что сюда после холодной зимней ночи стекаются окрестные бомжи, чтобы наконец-то отогреться и воспользоваться услугами доступного для всех интернета в публичных компьютерах или со своими ноутбуками.

Впрочем, пора вернуться парк, где мы сразу же оказываемся в обстановке, подпадающей под определение «современное искусство». Только представьте себе: 106 мрачных грубо-металлических фигур выше человеческого роста, без головы, без рук, одни угрожающие ноги и часть торса. Как выяснилось, автор – польский скульптор Магдалена Абаканович. Она родилась и выросла в Польше, сохранив очень тяжелые впечатления от Второй мировой войны и вообще всяческого тоталитаризма. Маленькая девочка, испытывающая ужас в толпе, среди агрессивно настроенных людей гораздо выше её ростом… «Времена, которым были присущи различные формы коллективной ненависти, низкопоклонства… Марши и парады во славу почитаемых властителей, великих и добрых, которые вскоре превращались в массовых убийц. Меня преследовало видение толпы…» — объясняла автор свой замысел. Реализация, честно говоря, действительно производит впечатление… Какое? — Странное? Сочувствующее? Пугающее? Зайти в этот лес железных ног и испытать его эффект на себе?

Не понравилось? Тогда снова оседлаем свой сигвей и дальше – к новым парковым шедеврам. Обещают, что в этом году их список пополнится. Намекают на что-то вроде парка для скалолазов по всем категориям: для детей, начинающих взрослых и для опытных спортсменов. Это уже звучит как-то обыденно естественнее, привычнее, а то всё и искусство да искусство – словно не американский парк для отдыха в сводное от работы время меркантильных прагматичных горожан и озабоченных туристов, а какое-то интеллектуальное учреждение с просветительскими целями. Или сигвей ехал слишком быстро, чтобы успеть правильно расставить акценты?

Оказывается, много там всего – на 129 гектарах знаменитого Грант парка в не менее знаменитом американском городе Чикаго.