«Да что в Молдавии смотреть? – сразу же расставили акценты мои давние хорошие друзья, встречая в аэропорту Кишинёва, куда я прилетел впервые в своей жизни, — Ну, есть пара-тройка старых монастырей и крепостей. Некоторые довольно интересные, но не в зимнее время года. И добираться туда тоже сейчас несподручно. Нет, Молдавия – это не исторические достопримечательности. Молдавия – это вино!». Поэтому первым делом меня повезли в Криково.

Криково (Cricova в молдавском написании) не просто город неподалеку от столицы. Cricova – настоящий бренд, торговая марка, товарный знак. Признанный и уважаемый. А всё потому, что за ним стоит многолетнее винное производство в регионе, где вино едва ли не самое важное национальное увлечение. Продвигая свою продукцию на все доступные рынки, молдавские виноделы добрались и до Таллинна. В завершающемся 2015 году здесь трижды под эгидой посольства Молдовы проходили соответствующие презентации, где демонстрировалась лишь небольшая частичка того, что производится многочисленными, большими и малыми, винодельнями страны. Винкомбинат «Криково» выделяется на их фоне как прославленный именитый гигант с уважаемой родословной. В 2004 году его даже официально объявили объектом национального культурного наследия.

История криковского производства, между тем, не такая уж и давняя. У него нет в прошлом сотни лет, как у крымской «Массандры», не говоря уже о многовековой традиции некоторых сохранившихся французских, немецких или итальянских виноделен. Всё началось всего лишь в 1947 году с первых экспериментов, а непосредственно предприятие «Криково» считает своим днем рождения год 1952-ой. Касалось ли это именно молдавского комбината или просто совпало по времени, но рассказывают, что бурный рост виноделия – особенно производство искристых вин или, как их тогда ещё разрешалось называть, шампанского – после окончания Второй мировой войны инициировал в СССР, в составе которого тогда оказалась и Молдавия, сам товарищ Сталин. Быт правящей элиты менялся, вместе с погонами, генеральскими званиями, министерскими должностями вместо наркомов возвращались светские манеры забытого аристократического прошлого, торжественные приемы, рауты на высшем уровне с участием иностранных титулованных гостей. Не самогоном же их угощать. В обиход вошло шампанское, но… исключительно иностранного производства. «Как так! – воскликнули патриоты, — А подать сюда наше, отечественное, советское. И чтоб по качеству не хуже, а лучше зарубежных аналогов». В 1950 году коммунистическая партия и правительство СССР постановили начать выпуск советского игристого — «Советское шампанское» — в украинском Артемовске (о нем рассказывалось в «Деловых ведомостях» 23 декабря 2014). Два года спустя, начинается заполнение подземных пещер, бывших известковых каменоломен, изысканными алкогольными напитками в Криково…

Криковцы охотно называют свои подвалы городом. Свыше сотни километров «улиц и переулков» с винными названиями: Каберне, Рислинг, Фетяска, Алиготе, Совиньон, бульвар Шампанского… «Каждая улица соответствует марке вина, которое хранится в её нишах», — поясняет экскурсовод. Движется транспорт, иногда проезжают сотрудники на велосипедах, обозначены пешеходные переходы, работают световые дорожные указатели и светофоры. В подземелье кипит работа… Несмотря на достаточно широкий ассортимент выпускаемых в Криково самых разных вин, одним из признанных предметов гордости остается именно искристое.

Производство:

В значительной степени автоматизировано, хотя ручной или, скажем так, по-человечески индивидуальный подход вовсе не исчезает. Например, при проверке качества или при необходимом ежедневном повороте хранящихся бутылок на небольшой угол – так называемый, ремюаж. На некоторых винодельнях, не только в западноевропейских странах, но и в упомянутом Артемовске, этот процесс уже частично механизирован. В Криково же сохраняют верность ручному труду, и работники с соответствующей квалификацией ежедневно слегка поворачивают на специальных стеллажах тысячи бутылок.

Гордятся в Криково ещё и тем, что икристое здесь производят традиционным методом классической шампанизации, когда срок выдержки варьируется от года до 4-5 и более лет, а не ускоренным способом, позволяющем сократить срок вторичного брожения при помощи специальных резервуаров – акротофоров – вместо бутылок. В таких условиях для «вызревания» шампанского достаточно одного месяца. Но это не тот случай, когда речь заходит о продукции Крикова: здесь предпочитают устоявшуюся классику, что и позволяет высоко держать свою марку. Впрочем, для этого имеются ещё и другие основания…

Музей и хранилище:

Тоже отличаются некоторыми особенностями. Старые известковые пещеры Криково привлекли внимание специалистов ещё и тем, что здесь сохраняются постоянная температура и оптимальный уровень влажности, создавая идеальные условия для хранения. В подземелье, на глубине от 30 до 80 метров, не только выдерживаются находящиеся в производстве вина, но и на долгие годы помещены музейные экспонаты и… частные коллекции. Основу музея заложили вина, некогда принадлежавшие большому их ценителю, одному из руководителей нацисткой Германии времен Гитлера Герману Герингу. Советскому Союзу коллекция признанного в Нюрнберге преступником нациста №2 досталась в качестве военного трофея, и сейчас некоторые из представленных здесь бутылок вина стоят многие тысячи евро. Но это дело прошлое. День сегодняшний в музее Крикова тоже дает о себе знать. Сюда передали на временное хранение свои частные винные коллекции многие известные деятели. Имя владельца указано рядом с бутылками вина в специально отведенных секциях – казах (стоимость аренды от $300 до $500 в год, в зависимости от размера) – выдолбленных в толще пористого камня. Имена многим знакомые. В числе прочих: экс-глава Еврокомиссии ЕС Жозе Баррозу, бывший президент Румынии Траян Бэсеску, белорусский президент Александр Лукашенко, президент России Владимир Путин. Последний, как рассказывают экскурсоводы, в 2002 году даже приезжал в Криково специально отметить своё пятидесятилетие, что, правда, не помешало в сентябре 2013 года тогдашнему главе российского Роспотребнадзора, в прошлом главному санитарному врачу Российской Федерации Геннадию Онищенко объявить молдавские вина, включая, разумеется, криковские, опасными для здоровья россиян и запретить их ввоз в Россию. На потребление на месте запрет, по крайней мере, для высокопоставленных лиц, судя по всему, не распространялся…

Дегустационные залы:

Ещё одна достопримечательность Криково. Залов пять, каждый имеет свою тематическую направленность, стильное оформление. Самый роскошный – президентский. К нему примыкает скромных размеров комнатка поменьше с камином — идеальное место для эстетического наслаждения вином в уютной обстановке в компании с приятными людьми… Впрочем, описание дегустационных залов – это уже не о вине, а об интерьере. Так что оставим их до следующего раза.

Остается лишь добавить, что, по словам нашего гида, сказанным во время дегустации, с 1 января Криково, приспосабливаясь под критерии Евросоюза, прекращает выпуск сладких и полусладких игристых вин. Таким образом, для любителей таких напитков осталось не так много времени, чтобы воспользоваться имеющимся из старых запасов. Но репутация Криково от таких ограничений вряд ли пострадает. Выбор велик. Криковцы любят вспоминать, как побывавший здесь в 1966 году первый в мире космонавт Юрий Гагарин признался, что ему «было проще оторваться от Земли, чем выйти из криковских подвалов», где он по легенде «заблудился на сутки»…