Гостям города Баку заманчиво рекомендуют погрузиться в «волшебную атмосферу западной роскоши и восточной утонченности», доступной отнюдь не повсеместно в азербайджанской столице — мешают контрасты местной жизни, — а в очень конкретном месте, таких контрастов лишенном: люкс-отеле Jumeirah Bilgah Beach Hotel.

Международную гостиничную сеть Jumeirah никак нельзя заподозрить в скромности. Родом из богатых Арабских Эмиратов, она сейчас распространилась по многим странам, и, в числе прочих, освоила такие форпосты европейской цивилизации, как Лондон, Рим, Франкфурт, существенно дополняя устоявшиеся местные представления о неге и комфорте.

Размах дизайнерских изысков становится совершенно непредсказуемым, когда Восток встречается с Востоком – пусть даже и в облегченном кавказско-азербайджанском варианте. Отелю сети Jumeirah в местечке Бильгя, на берегу Каспийского моря, примерно в 35 километрах от центра Баку, возможно, не слишком удается конкурировать со своими дубайскими собратьями по помпезности и размаху, но даже со всеми уступками умеренности и непритязательности в нем хватает золота и серебра для того, чтобы ослепить вошедшего через парадный вход гостя.

Что можно сказать по поводу люстры высотой в 58 метров? Доводилось ли вам видеть такую ранее? Нам – нет. В Jumeirah Bilgah Beach Hotel она осеняет своим светом открытую лифтовую шахту, вдоль которой застекленный лифт взмывает к 20-этажным отельным небесам. Люстра, разумеется, виртуозно ажурная, вся серебристо-золоченая.

«Декоративная композиция на стенах, созданная с использованием 14 тысяч металлических шаров, придает первому этажу особую красоту… В богатой библиотеке собраны привезенные из Франции ценные книги», — восторженно писали азербайджанские СМИ в декабре 2011 года, оповещая об открытии нового гостиничного комплекса, включающего в себя кроме мест для проживания ещё аквапарк, бассейн, спа-центр Talise Spa, спортивные залы, названные по-современному фитнес-клубами, десяток баров и ресторанов, помещения для конференций, способные вместить свыше четырех сотен участников. «Вы будете приятно удивлены эксклюзивными спортивными площадками для игры в теннис, футбол и баскетбол», — заботливо предупреждает администрация отеля. Во время свадебного банкета или дружеской вечеринки по разумным азербайджанским меркам предусмотрено обслужить не более 600 гостей, для автомобилей которых имеется парковка на 350 транспортных средств. Стоит ли удивляться ВИП-номеру площадью 175 квадратных метров для особо требовательных постояльцев? И всё это просто купается в роскоши.

Не слишком ли аляповато, не раздражают ли декоративные излишества, призванные внушить, что блеск и позолота, отблески света на хрустале, броские украшения – суть красоты и стиля? Вероятно, это можно считать вопросом вкуса, он не будем забывать, что мы имеем дело с Востоком, где представления о яркости и красочности, условно говоря, не имеют границ. Jumeirah Bilgah Beach Hotel хороший этому пример, и окунуться в подобный интерьер интересно хотя бы уже потому, что здесь легко увидеть, как буйствует фантазия дизайнеров, не сдерживаемая рационалистическими ограничениями и прагматическими соображениями. Элементы отделки уже сами по себе выглядят произведениями искусства, а все вместе они создают ощущение современного дворца, где блестящие завитушки эпохи барокко обрели новую жизнь в сочетании с высокими технологиями, новыми материалами, далеко вперед продвинувшейся инженерией.  

Вычурно? Несомненно. Такого рода эстетика создает определенный фон, подчеркивающий… Что? Контраст мира бедных и богатых, как неоднократно требовалось в истории человечества, дабы у тех, кто внизу, даже мысли не возникало о досягаемости тех, кто наверху? Кажется, Виктор Гюго писал, что искусство возможно только потому, что имеются благоденствующие аристократы, желающие видеть вокруг себя исключительно уникальные, мастерски сделанные вещички, и, что немаловажно, способные производство таких вещей оплатить. В любом дворце мы всегда попадаем в мир особой, элитной красоты. Современный дворец, а Jumeirah Bilgah Beach Hotel вполне достоин быть отнесенным к такой категории, не столько воплощает упомянутый выше уже частично ушедший в прошлое контраст, сколько задает эталон восточной роскоши по канонам XXI века – в азербайджанском варианте. Удобно ли и уютно? Наверное, да, если, конечно, считать его своим привычным эталоном. Иначе же он может просто раздражать броской блестящей несуразностью. Вошел человек, сказал «Ах!», потом ещё раз   — «Ах!». А потом отправился искать место, где можно спокойно попить кофе без излишнего блеска в глазах.